Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации «Пушистое облачко. Особенности техники обрывной аппликации Аппликация волшебные облака в старшей группе

  • Дата: 30.03.2024

Валентина Дмитриевна Шмидт
Занятие по изобразительной деятельности в средней группе. Обрывная аппликация «Живые облака»

ЗАНЯТИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

ТЕМА АППЛИКАЦИЯ ОБРЫВНАЯ . «ЖИВЫЕ ОБЛАКА » .

ЦЕЛЬ :РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕБЕ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ЖИЗНЬ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ; РАЗВИВАТЬ ВОСПРИЯТИЕ КРАСОТЫ И МНОГООБРАЗИЯ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ.

ЗАДАЧИ. УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЖАТЬ ОБЛАКА , ПО ФОРМЕ ПОХОЖИЕ НА ЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИЛИ ЯВЛЕНИЯ. ПРОДОЛЖАТЬ ОСВОЕНИЕ ОБРЫВНОЙ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ . РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ. КООРДИНИРОВАТЬ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ И РУК. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ ПРИРОДЫ, ЧУСТВО ЮМОРА.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБЛАКАМИ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК И ЭКСКУРСИЙ. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НА ЧТО ПОХОЖИ ОБЛАКА

БЕСЕДА. Бегут по небу разные зверюшки :

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Загадка. Без крыльев летят, без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака .)

Предложить детям посмотреть на небо, что вы видите? Какие сегодня облака ? На что похожи сегодняшние облака ?

Вытканы из кружев

Птицы_облака .

Может, это сказка

Мчится сквозь века?

Исследовательская деятельность . Найти облако , похожее на объект живой, неживой природы. Найти облака , похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые .

Пальчиковая гимнастика «Высоко в небе» . «Облака » .

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги синего или ярко-голубого цвета для фона, листы бумаги белого цвета для изображения облаков , клей, кисточки, салфетки бумажные. Репродукции картин И. Айвазовского, Ф. Васильева, И. Шишкина. Фотографии, художественные открытки, календари, журнальные иллюстрации с изображением облаков . Плакат «Небо»

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям облака на репродукциях картин пейзажистов (И. К. Айвазовского, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, журнальных иллюстрациях, плакатах, фотографиях и проводит, но содержательную беседу о небе и облаках . Уточняет представление о том, что именно облака переносят воду ; в тёплое время года- в виде дождя, а в холодное время- в виде снега или града. Расказывает, что облака имеют разные очертания. Учёные различают такие виды, как кучевые, перистые и слоистые облака . Кучевые похожи на кучи ваты, перистые- на пёрышки, а слоистые- на кондитерские изделия из слоёного теста. Художники и поэты любят сравнивать облака с разными животными , растениями, зданиями, сказочными существами (Воспитатель обращается к опыту детей, полученному во время наблюдений за облаками ). Каждое облако неповторимо по своим очертаниям, к тому же облака всё время меняются , могут даже совсем «растаять» . И ещё интересная особенность- если на одно и то же облако посмотрят разные люди, они увидят его по-разному : один вспомнит верблюда, второй-горы, третий-лес.

Воспитатель предлагает детям послушать шуточное стихотворение В. Шипуновой «Облако поймали » .

Воспитатель берёт лист бумаги белого цвета, быстро обрывает его в форме облака ,

На этом и нескольких последующих занятиях мы будем учить ребенка работать с рваной бумагой.

Нам понадобятся:

Клейстер из муки или крахмала, клеящий карандаш, клей ПВА.

Разноцветная бумага различной степени плотности. Лучше использовать дву-стороннюю цветную бумагу, чтобы малыши не путали, с ка-кой стороны фигуры следует наносить клей.

Плотная белая бумага, цветной картон.

Поролоновые губки, кисточки, салфетки, клеенка и др.

Игрушки (для обыгрывания сюжета).

Приёмы аппликации:

Разрывание бумаги.

Обрывание бумаги - отрывание кусочков бумаги по контуру, чтобы получить фигурку с неровными краями.

Цель: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к кар-тону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Материал: Тонкая бумага белого цвета; кар-тон формата А4 голубого или синего цвета; клейстер из муки или крахмала.

Приемы аппликации. Разрывание бумаги на кусочки; намазы-вание клея при помощи пальцев; наклеивание.

Ход занятия

- Давай посмотрим с тобой в окошечко на небо. Посмотри на небо, какого оно цвета?

- Правильно, голубого.

- А по небу плывут облака. Какого цвета облака?

- Правильно облака белого цвета.

- Давай посмотрим на облака и подумаем, какие они, как про них можно сказать.

- Облака пушистые, большие и маленькие, воздушные. Они все разной формы.

- Давай и мы с тобой сделаем облака из бумаги.

Облака,

Облака -

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые,

Дырявые,

Лёгкие,

Воздушные -

Ветерку послушные...

На полянке я лежу,

Из травы на вас гляжу… (С. Михалков)

Солнце светит в небе синем,

А на небе облака,

Как подушки и перины -

Мягко там наверняка!

Я мечтаю - если мне бы

Разогнаться и взлететь

Прямо к ним - туда, на небо -

Смог бы землю рассмотреть!

Города, моря и страны,

Как на глобусе моем!..

Что сидишь? - Спросила мама, -

Мы с тобой гулять идем.

Солнце яркое в окошке -

Уплывают облака.

Я машу им вслед ладошкой -

До свидания! Пока!.. (О. Емельянова)

Можно загадать загадку:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

Дайте ребёнку лист белой бумаги и предложите сделать облака. Покажите, как нужно держать бумагу большими и указательными пальцами (можно помогать и средними паль-цами), как аккуратными движениями разрывать ее в нужном направлении, чтобы получить кусочки необходимой формы и размера. Если у малыша не получается - помогите ему. Облачко может быть одно, а если малышу понравится, может быть и много.

Когда облака будут готовы, дайте ребёнку картон синего или голубого цвета, объясните, что это будет небо. А по небу плывут облака.

Покажите ребёнку, как следует наносить клей на получив-шиеся кусочки бумаги (размазывать клей пальцем от цен-тра к краям равномерным слоем), как прикладывать их про-клеенной стороной к картону, придавливать изображение ладонью и разглаживать салфеткой или тряпочкой.

Пока ребёнок будет приклеивать облачка можно включить песню «Облака белогривые лошадки».

_________________________________________

при подготовке занятия использовалась книга:

Е.А. Янушко. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика синтез, 2006 - 64 стр.

Альфия Тихонова
Конспект НОД по изодеятельности с применением нетрадиционной техники аппликации в средней группе «Живые облака»

Конспект НОД с дошкольниками средней группы

по изобразительной деятельности

Составила :

Воспитатель ГБОУ СОШ ОЦ.

с. Челно-Вершин СП д/с «Колобок»

Тихонова Альфия Ахтямовна

Тема «Живые » облака

Аппликация обрывная (по замыслу)

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» ,

«Социально-Коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» ,

Задачи :

1. Учить детей изображать облака , по форме похожие на знакомые предметы или явления. Воспитывать интерес к познанию природы, чувство юмора. («Познавательное развитие» ).

2. Активизировать речь детей и обогащать словарь прилагательных.

(«Социально-коммуникативное развитие» ).

3. Учить координировать движения глаз и рук («Физическое развитие» ).

4. Способствовать организации совместной продуктивной деятельности детей. Продолжать освоение обрывной техники аппликации . Развивать воображение, внимание и наблюдательность(«Художественно-эстетическое развитие» ).

Методы и приемы :

Наглядные

Словесные

Практические

Материалы и оборудование :

Листы бумаги синего или ярко-голубого цвета для фона, листы бумаги белого цвета для изображения облаков , клей, клеевые кисточки, салфетки. Репродукции картин И. Айвазовского, Ф. Васильева, И. Шишкина.

Фотографии, художественные открытки, календари, журнальные иллюстрации с изображением облаков .

Воспитатель : - Ребята, доброе утро! Когда я сегодня утром шла на работу,

наблюдала за чем-то интересным. Хотите узнать, о чем я хочу сказать?

Тогда отгадайте загадку :

«Белые овечки

По небу гуляют.

Соберутся в стаи

Солнце закрывают».

Дети : (сначала думают, потом отгадывают) .- Это облака .

Воспитатель : Правильно.

Показывает детям облака на репродукциях картин пейзажистов, плакатах,

фотографиях и проводит краткую, но содержательную и эмоционально-

насыщенную беседу о небе и облаках . Уточняет представление о том, что именно облака переносят воду : в теплое время года – в виде дождя, а в хо-

лодное время – в виде снега или града (т. е. замерзшей воды) . Рассказывает, что облака имеют разные очертания. Ученые различают такие виды, как

кучевые, перистые и слоистые облака . Кучевые похожи на кучи ваты, перистые – на перышки, а слоистые – на кондитерские изделия из слоеного теста (по возможности педагог показывает соответствующие изображения и предметы для сравнения). Художники и поэты любят сравнивать облака с разными животными , растениями, зданиями, сказочными существами…

В :- А вы, ребята, когда смотрели на облака , что они вам напоминали?

Дети : - птиц, рыб, верблюда, барашков.

Воспитатель : -Молодцы, какие вы наблюдательные!

В : -Каждое облако неповторимо по своим очертаниям, к тому же облака все время меняются , могут даже совсем «растаять» . И еще интересная особенность – если на одно и то же облако посмотрят разные люди, они увидят его по-разному : один вспомнит верблюда, второй-горы, третий-лес, а кому-то покажется, что это облако похоже на карету , в которой Золушка отправилась на бал…

Послушайте шуточное стихотворение – рыбацкую небылицу В. Шипуновой «Облако поймали » :

В сеть недавно рыбаки

Облако поймали .

Два часа от радости

По берегу скакали,

А потом рубили,

А потом пилили,

Поровну делили :

Эта кучка – на перину,

Эта – на подушку,

А из этой –шапку сшили

Согревать макушку.

Кучка – на подстилку в будке,

Кучка – на носочки утке…

И кусочки маленькие-

На беленькие валенки.

В. берет лист бумаги белого цвета, быстро обрывает его в форме облака ,

комментируя : «Это облако , которое поймали в озере рыбаки» .

Затем разрывает на кусочки : «А потом пилили, а потом рубили…»

Поднимает поочередно два-три кусочка и просит детей подсказать, на что или на кого это похоже.

Затем обращает внимание детей на подготовленные на столах художественные материалы и предлагает создать красивые картины с

«живыми » облаками , т. е. похожими на кого-то или что-то : из белой бумаги сделать облако (пальчиками, без ножниц) и приклеить на лист бумаги голубого цвета небо или озеро.

Проводится пальчиковая гимнастика, чтобы разминулись перед работой.

Мои пальчики расскажут,

Все умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.

Все делать могут

Всегда помогут.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Белье стирают, пол подметают.

Они считают,

Щиплют, ласкают

Мои пальцы на руке.

Дети приступают к выполнению творческой задачи и продолжают освоение обрывной техники аппликации . Педагог помогает определиться с замыслами.

Подсказывает, что «Живое» облако может быть как цельным, так и составленным из кусочков. Тем детям, которые захотели показать облако , утонувшее в озере (по сюжету прочитанной небылицы, или отражающееся в нем, воспитатель советует придать озеру форму водоема – оборвать лист

Бумаги голубого цвета так, чтобы получился овал. В конце занятия проводится экспресс-выставка, дети рассказывают о своих облаках .

Ребенок читает стихотворение Г. Лагздынь «Облака » :

Облака ! До чего вы чистые!

Облака ! До чего пушистые!

Облака ! Видно, мыли вас дожди,

Облака !

Жарким солнышком сушили?

Теплым ветром ворошили?

Над землею все плывут облака .

Ну, а небо?

Ну, а небо – развеликая река.

Публикации по теме:

Актуальность. В детском возрасте существует острая потребность в активном познании, преобразовании окружающей жизни. Ребенок приобщается.

Цель: 1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (оттиск мятой бумагой). 2. Развивать наблюдательность и умение выбирать.

Цель: Познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой. Эстетически воспитывать детей с помощью народного.

Тема:Светофор. Программное содержание: продолжать детей составлять из заранее подготовленных предметов (кругов). композицию на листе бумаги,.

Программное содержание: - познакомить детей с историей возникновения праздника Дня космонавтики; - расширять, уточнять и активизировать.

Цель:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствований умений в аппликации.
Интеграция областей:
«Художественно - эстетическое развитие» (приоритетная, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное».
Интегрированные задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о грибах (грибы бывают съедобные и несъедобные) об относительной их величине. Закреплять умение детей создавать декоративные композиции. С целью создания выразительного образа учить приёму обрывания бумаги мелкими движениями пальцев. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения
Развивающие :
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образно логическое мышление, пространственное воображение, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитания желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Материалы: Муляжи грибов, иллюстрации с грибами, шаблоны грибов, цветные бумажные салфетки, тряпочки, кисточки, клей, клеёнки на каждого ребёнка. Рисунок корзинки на Ф- А1.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с грибами. Вырезывания шаблона гриба по желанию детей (боровик, лисичка, мухомор) по контуру, окрашивание ножки гриба. Разрезание цветных бумажных салфеток (красного, белого, коричневого, жёлтого цвета.) на 4 части,
1. Организационная часть.
(Звучит спокойная музыка, фонограмма «Звуки леса»)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
«Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы»
Дети: Гриб
Воспитатель: Ребята подойдите, пожалуйста, ближе к телевизору. рассмотрим фотографии грибов и вспомним некоторые из них.
- Грибы растут в лесу с лета до осени, а для роста им необходимы тепло и влага. Какие грибы вы знаете?
Дети: (Боровик, лисички, подберёзовик, подосиновик и т. д.)
Воспитатель: Правильно, какие это грибы, назовите одним словом?
Дети: съедобные.
-В каком виде вы любите есть грибы?
Дети: (Грибной суп, солёные, маринованные, жареные и т. д.)
-Воспитатель: А ещё какие растут грибы?
Дети: несъедобные (Мухомор, поганки).
- Можно ли их собирать. (Нет).
2. Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами будем изготавливать очень интересную и необычную аппликацию «Грибы» (Показ изготовленного шаблона, сначала украсим шляпку гриба, а потом их сложим в волшебную корзинку, но прежде чем начать работу давайте выполним зарядку.
Физкультминутка
По тропинке шли, (Маршируют)
Подберёзовик нашли. (Наклонились)
По дорожке шли, (Маршируют)
Боровик нашли. (Наклонились)
Боровик боровой
В мох укрылся с головой, (Показали, руки над головой в «замке»,
Мы его пройти могли – (Ходьба по кругу).
Хорошо, что тихо шли. (Остановились)
Инструкция:
1. Берём салфетки по цвету шляпки вашего гриба.
2. Аккуратно пальчиками рвём маленький кусочек салфетки.
3. Сминаем этот кусочек салфетки пальцами, чтоб получился маленький шарик.
4. Приготовим много таких шариков.
5. Наносим клей на шляпку гриба.
6. Затем всю шляпку заложим шариками из салфеток.
7. Дать изделию подсохнуть - грибочки готовы!
3. Самостоятельная работа детей.
Я предлагаю взять ваши шаблоны (боровик, лисичка, мухомор, которые вы приготовили вчера, и приглашаю вас сесть за столы.
Воспитатель садится рядом с детьми. Приступаем ребята к выполнению работы (пояснение, индивидуальная помощь).
4. Итоговая часть .
Молодцы ребята, принесите ваши грибочки к корзине.
Дети красиво располагают их на листе с корзиной.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у нас получилось?
Дети: Композиция.
Воспитатель: Как мы назовём эту композицию?
Дети: «Корзина с грибами»
Так как в нашей корзине собрались и съедобные и несъедобные грибы, предлагаю подарить её лесным игрушечным жителям, которые стоят у нас в группе. Вы согласны со мной?

Занятие по изобразительной деятельности в средней группе. Обрывная аппликация «Живые облака»

Цель : расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Задачи. Учить детей изображать облака , по форме похожие на знакомые предметы или явления. Продолжать освоение обрывной техники аппликации . Развивать воображение, внимание и наблюдательность. Координировать движение глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы, чуство юмора.

Предварительная работа. Наблюдения за облаками во время прогулок и экскурсий. Дидактическая игра «на что похожи облака

БЕСЕДА. Бегут по небу разные зверюшки :

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Загадка. Без крыльев летят, без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака .)

Предложить детям посмотреть на небо, что вы видите? Какие сегодня облака ? На что похожи сегодняшние облака ?

Вытканы из кружев

Птицы_облака .

Может, это сказка

Мчится сквозь века?

Исследовательская деятельность . Найти облако , похожее на объект живой, неживой природы. Найти облака , похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые .

Пальчиковая гимнастика «Высоко в небе» . «Облака » .

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги синего или ярко-голубого цвета для фона, листы бумаги белого цвета для изображения облаков , клей, кисточки, салфетки бумажные. Репродукции картин И. Айвазовского, Ф. Васильева, И. Шишкина. Фотографии, художественные открытки, календари, журнальные иллюстрации с изображением облаков . Плакат «Небо»

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям облака на репродукциях картин пейзажистов (И. К. Айвазовского, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, журнальных иллюстрациях, плакатах, фотографиях и проводит, но содержательную беседу о небе и облаках . Уточняет представление о том, что именно облака переносят воду ; в тёплое время года- в виде дождя, а в холодное время- в виде снега или града. Расказывает, что облака имеют разные очертания. Учёные различают такие виды, как кучевые, перистые и слоистые облака . Кучевые похожи на кучи ваты, перистые- на пёрышки, а слоистые- на кондитерские изделия из слоёного теста. Художники и поэты любят сравнивать облака с разными животными , растениями, зданиями, сказочными существами (Воспитатель обращается к опыту детей, полученному во время наблюдений за облаками ). Каждое облако неповторимо по своим очертаниям, к тому же облака всё время меняются , могут даже совсем «растаять» . И ещё интересная особенность- если на одно и то же облако посмотрят разные люди, они увидят его по-разному : один вспомнит верблюда, второй-горы, третий-лес.

Воспитатель предлагает детям послушать шуточное стихотворение В. Шипуновой «Облако поймали » .

Воспитатель берёт лист бумаги белого цвета, быстро обрывает его в форме облака , комментируя : «Это облако , которое поймали в озере рыбаки» . Затем разрывает на кусочки : «А потом пилили, а потом рубили…» Поднимает поочерёдно два-три кусочка и просит детей подсказать, на что или на кого это похоже.

Затем обращает внимание детей на подготовленные на столах художественные материалы и предлагает создать красивые картины с «живыми » облаками , т. е. похожими на кого-то или что-то : из белой бумаги сделать облако (пальчиками, без ножниц) и приклеить на лист бумаги голубого цвета- небо.

Дети приступают к выполнению творческой задачи и продолжают освоение обрывной техники аппликации . Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» . Педагог помогает определиться с замыслами, тихо (на ушко) спрашивает, кого (или что) напоминает облако . Подсказывает, что «живое» облако может быть как цельным, так и составленным из кусочков. Тем детям, которые захотели показать облако , утонувшее в озере (по сюжету прочитанной небылицы, или отражающее в нём, воспитатель советует придать озеру форму водоёма- оборвать или общипать лист бумаги голубого цвета так, чтобы получился овал. В конце занятия проводится экспресс-выставка, дети рассказывают друг другу о своих облаках . Оформление выставки для родителей «Живые » облака .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Воздушный шар с корзиной с элементами аппликации"...

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие в интеграции с познавательным и физическим развитием.Тема занятия: «Жители лесного царства»Программное содержание:Задачи: Образовательная: ...